воскресенье, 11 января 2015 г.


                              "...А ИСТИНА ДОРОЖЕ!" часть 2





"Venari, ludere, lavari, bibere; Hoc est vivere!"
(Охотиться, играть, мыться, пить – это жизнь!)
Латинская поговорка, популярная в Средневековье
В первой части,мы разобрались,что не так все катастрофично обстояло с мытьем тела в средневековье,о чем свидетельствуют многочисленные факты. Попробуем разобраться с остальными доводами,которые приводят сторонники грязной Европы.


  Попался в одной статье такой текст-"Зато аристократы времен Ренессанса и барокко перебирались из замка в замок, дабы слуги могли очистить от грязи тот, который они покинули, и затем хорошенько его проветрить. В то время прекрасные дамы и благородные кавалеры мылись чрезвычайно редко и почти никогда не меняли нижнее белье.".... 
Самое смешное,что дальше идет рассказ о том,как строились бани и как в них купались))).
А теперь-разбор цитаты. На картине представлена дама той эпохи и как бы тщательно не напрягала я свои глаза,никак не увижу ее свинских наклонностей,наоборот,дамочка в красивой сорочке,сидит в ванной,куда льется чистая водичка и попивает чаек-кофеек..
А вот еще-иллюстрации,что делали в замках.


Так что  фраза о том,что дамы и кавалеры мылись очень редко,опять не проходит,тем более,мы выяснили в прошлом посте,что как раз принятие ванн было делом  обеспеченных людей.И каждый приличный замок был оборудован ванной и туалетной комнатой(т.е. той,где совершают процедуры по уходу за телом).


В то время у знати,как правило, был основной дом в городе и,по возможности,замок или дома в сельской местности.Обычно в городе жили осенью и зимой,а ближе к лету перебирались на лоно природы.Вот и переезжали они из замка в замок.Естественно,после отъезда господ шла уборка дома,вся мебель накрывалась чехлами до следующего приезда.
  Что касается смены нижнего белья,здесь явный прокол,потому что именно нижнее белье и менялось,об этом я говорила в предыдущих постах.Повторю еще раз.Верхнее платье в те времена не стиралось,поскольку сшито было из "сложных" тканей:бархата,парчи,шелка-они стирке не подлежали,тем более ,если они были расшиты камнями или отделаны кружевом.Такое платье и гладить то было нельзя.

Или вот такое?


И чтобы не загрязнить дорогую одежду и меняли нательное белье.Критерием чистоты тела служила белизна белья.Именно белоснежное белье являлось символом чистоты.Даже если почитать романы той эпохи,часто приводился список приданного невесты:«десять дюжин сорочек тончайшего батиста», «8 ларцов рубашек из фламандского кружева», «четыре рулона муслина для белья».
Зачем спрашивается столько? Затем,что было принято менять сорочку ежедневно,по крайней мере,так приписывал этикет.также смена белья была  средством против блох и вшей,вспотел-смени белье,считалось что насекомые питались выделениями человеческого тела.
Так как платье стирать было нельзя,стиралось нательное белье.
В том же городе Париже была целая армия прачек,на Сене в 16-17 в.в. плавало около сотни лодок -прачечных,стирать на реке вне этих лодок было строго запрещено.



прачки на мосту

Простолюдины,конечно ванн не имели,но и они как-то находили выход из положения.
Повторюсь,к минимальной ежедневной гигиене относилось омовение рук,лица и ног холодной водой,чем холоднее,тем лучше(потому .что горячая вода была не всем доступна).Такому "закаливанию" учили с детства.
Но ,как и во все времена,люди были чистоплотные ,менее чистоплотные и грязнули.


Следующим мифом является отсутствие туалетов,что справляли нужду где ни попадя)))Положив руку на сердце-сейчас, при обширном наличии туалетов,что ,не справляют нужду в подъездах,за углами домов,за кустами и т.п? Конечно,в те времена с канализацией было сложнее,потому,что средневековые города не справлялись с притоком населения,который начался с того же, 15 века.Будем честными- попахивало,но уже тогда в городах строились каменные каналы ,куда стекали сточные воды,с вентиляционными отдушинами и люками,через которые можно было удалять нечистоты.Была и такая профессия-ассенизатор,по- русски -гов...чист)) А в замках знати и зажиточных домах были туалеты,как правило,они устраивались в эркерах с отверстием в полу,благодаря чему испражнения попадали в реку ,ров или выгребную яму,откуда их потом вывозили.
В замке Суси,на севере Франции,еще в начале  12 в.имелась центральная цитадель,снабженная отхожими местами на всех 3 ярусах.




Вы мне можете возразить,а что же в городах?
Цитирую:В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных ниже башенок (домрэ) с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. 

Но уже тогда человечество придумало такую вещь ,как ночной горшок и ночной стул.




Для дам была придумана еще одна вещь,которая называлась "бурдалу"-своеобразная утка,которую подсовывали под платье и справляли малую нужду.Именно с помощью бурдалу,они справляли  свою нужду в Версале.Платья были широкие,можно было просто непринужденно присесть,но не на виду у всех-автор лукавит,были специально отведенные помещения для отправления естественных нужд. Бурдалу,в особом мешочке носили за дамами их служанки.

бурдалу

Действительно,поначалу в Лувре не были предусмотрены туалеты,это отмечено у Леонардо да Винчи,но именно он и спроектировал  там отхожие места.Принцип не сложный,аналогичный Тауэру.
Кроме того,в том же Лувре были ванны с горячей водой,об этом есть записи 1686 года,посвященные сиамскому посольству "В дополнении к галантному Меркурию".

Туалет в Тауэре.

Что касается Версаля-это особая тема,он был построен как символ королевского величия и меньше всего архитекторы тогда думали об многочисленном его окружении,что называется-издержки производства,над которыми,впоследствии тоже поработали.Перед французской революцией в Версале было 700 ванн и 2000 "ночных стулов".
Версаль ,вообще, плохой пример-ибо такого скопления людей в одном месте(несколько тысяч) не было ни при одном королевском дворе.

общественный дамский туалет
Еще хочется спросить авторов подобных текстов:"А вы ,вообще, помните костюмы кавалеров времен расцвета Людовика 14?" Придворная мода того времени характеризуется курьезными штанишками,которые получили название "ренгравы".Это были двойные штаны,снять быстро которые,чтобы выставить свой зад в окно,явно не получится.

 А если коснуться  простых горожан,то Эразм Ротердамский в 15 веке отмечал в своих путевых заметках зловоние парижских общественных уборных,т.е. были они,были!
Как я уже сказала,канализация была в городах,но ее было недостаточно,спасали реки.
В Лондоне, к примеру, уборные строили на мостах или еще существовали улочки с большими публичными туалетами вблизи Темзы – вроде приобретшего литературную славу ‘Дома облегчения’ или ‘Длинного Дома’ что на Фриар Лэйн (Friar Lane). «Он состоял из двух рядов по 64 посадочных места, один ряд для мужчин, а другой для женщин”. И в Париже реки загаживали - в 1370, появился первый крытый сток с Монмартра, ведущий в Сену.
это ,конечно,современный,но принцип остался с тех давних пор

И уж коли мы коснулись Версаля,нельзя обойти вниманием тот пример,который приводят частенько-Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. 
Русские послы при дворе Людовика XIV (Король-солнце) писали, что их величество «смердит аки дикий зверь»
Действительно,Людовик 14 не любил мыться в ВАННЕ.Что не удивительно,если принять во внимание, какие ванны были во дворце в те времена.



Но король очень любил купаться  и каждое лето королевский двор регулярно отправлялся на купания в Конфлан-Сен-Оноре ,что подтверждено историческими источниками,так что о мытье 2 раза в жизни -ну никак )))Ежедневно Людовик протирался спиртовыми душистыми лосьонами,затем его насухо вытирали полотенцем и подавали свежую сорочку.Людовик менял платье 3-4 раза в день:после прогулки,после игр,после охоты и каждый раз протирали лосьоном из роз или лаванды и меняли сорочку. Кто из нынешних может похвастаться таким? И  омовения Людовик совершал регулярно,только не в ванне ,а в бассейне.И его вельможи во всем подражали своему королю.
мраморная ванна Людовика 14
А то что было сказано русскими послами-это вообще,что называется несовместимость менталитетов. " Смердило" от короля  духами.В те времена ,на Руси духами еще не пользовались,в почете был запах свежего тела и то,что от французов и короля,в частности,сильно пахло духами сильно ударило по обонянию русских послов.
Вы можете сказать,потому сильно и пахло,что духами старались заглушить неприятный запах немытого тела.А скажите на милость,зачем его глушить,если все не моются,все воняют,они же уже тогда не чувствуют противного запаха?Рецепторы то притупляются.
И как тогда объяснить рост производства мыла? В Италии в 15 веке его уже начали выпускать промышленным путем.Мыловарни были и во Франции,  Германии, Испании,Греции...Для кого тогда варилось мыло?
Испанский Manual de Mugeres 16-го века (перевод Karen Larsdatter) предлагает некоторые рецепты мыла:
Мыло для лица. 
Две унции белого мыла, ошпарить в кипящей воде и процедить через ткань; кварту мастики, с половиной кварты смолы полыни, кварту sodium tetraborate и одну унцию белого сахара. Размелите все и пропустите через решето, смешайте их с мылом и поместите в формочки. Добавьте в каждый кусочек каплю ros de bota. 
Мыло для рук. 
Одна унция семян тыквы, одна унция очищенных семян дыни и унция семян редьки. Смешайте все вместе с двумя унциями кипрского мыла и делайте из этого пюре с медом. Придайте форму шаров. 
Мыло для рук. 
Возьмите фунт перетертого Valencian мыла и положите его, закрепив толстой тканью. Поместите его в горшок с кипящей водой и варите, пока оно не станет синим. И в то время как мыло варится, возьмите небольшую чашку мыла, небольшую чашку меда, столько же желчи коровы, пол чашки сока лилии, и небольшую чашку уксуса. Поместите все это в горшок и поварите вместе, пока смесь не загустела. А если Вы хотите сделать из смеси небольшие шары, позволять ей вариться пока она не затвердела.

Тезис "мойте руки перед едой" зародился еще в раннее средневековье.И в любом доме можно было найти сей агрегат.


 У кого-пороскошнее,у кого-попроще.  Умывальник.

Или же просто тазик с кувшином  воды
.
ванная комната эпохи Возрождения в зажиточном доме

Или вот такие вещицы,которые по-нашему называются -рукомойник(датировано 1400 г)



А с времени правления Людовика 15 начинается мода на ванны и водные процедуры.


В ваннах проводили много времени,чтобы вода не остывала, сверху закрывали специальной крышкой.
Для дам создавались изящные ванны-диваны и ванны-кресла.


Они в них часто принимали посетителей(примерно так)


Следующий тезис: Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы



 Что сказать по поводу Изабеллы? Это нигде документально не зафиксировано-все слова-слова)))
Пойдем логическим путем.Допустим,поверим на слово королеве.Вот представьте-сидит такая немытая,вонючая ,грязная королева с чумазым личиком и принимает иностранных послов,которые оставили свое мнение о Людовике-"смердит аки зверь".А про Изабеллу ничего,ни словечка)))Хотя ,в то же время ,Испанию поразил поступок инфанты Изабеллы,которая дала зарок не мыться и не снимать сорочку,пока страну не освободят от мавров. Страну освобождали 3 года и все это время она,действительно,не мылась.Даже был назван именем сорочки Изабеллы цвет: серо-желтый.Вам не кажется это странным? Именем одной Изабеллы называют цвет,про вторую-вообще ни гу-гу?Значит поступок инфанты,которая не мылась 3 года,выходил за общепринятые  рамки обычного поведения- т.е. люди мылись.И раз про королеву нигде и ничего не сказано,значит с ней было все в порядке-она мылась тоже,просто потому,что как королева должна была соответствовать своему статусу.

Следующий перл:В средневековой Европе, чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Тек как, кариес считался болезнью знатных людей, признаком богатства. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор"

Еще время раннего средневековья приносит свидетельство заботы о полости рта.В 7 в. грек Павел Эгинский предложил удалять зубной камень с помощью долота,он же писал о необходимости чистки зубов после еды.Позже,в моду вошли зубные эликсиры,изготовляемые лекарями и монахами,рецепты которых держали в секрете.А люд попроще пользовался подручными средствами-смесью жженой соли,меда и уксуса или толчеными  мелом и золой,которые накладывались на тряпочку и ей чистили зубы.Щетка появилась позже,где-то в 16 веке,ее делали из свиной щетины или конской,а также щетины многих животных,например,барсука. Зубочистки применялись повсеместно,они производились во Франции,Испании,Португалии.И зубы старались все-таки беречь,потому что лечение было примитивным и очень болезненным делом.

Далее,любители грязной Европы приводят следующий аргумент:
  Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.   
Как-то, даже не хочется всерьез рассматривать это в виде убойного аргумента. Дизентерия и сейчас весьма опасная болезнь и вызывается не только грязными руками ,но и насекомыми,сырой водой ,а в те времена и подавно,человек просто умирал от обезвоживания организма. Филипп II умер от подагры -это документально зафиксировано,даже в Википедии(весьма сомнительном источнике).С папой Климентом 7 вообще пальцем в небо. Папа Климент 7 был многим правителям и деятелям от церкви поперек горла,начиналась борьба за реформацию церкви и он был ,предположительно, отравлен-умер поев бледных поганок.Ну ,а что касается герцога Норфолка-тут даже в тексте все сказано-отказывался мыться "из религиозных убеждений",бывают такие грязнули-ну что тут поделать.Но сам факт,что слуги потащили его отмывать,говорит о том,что его нечистоплотность была им поперек горла.

Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы. Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы. 
Вот этот абзац,кроме приступа истеричного смеха ничего вызвать не может))))Какая буйно-извращенная фантазия у автора. Аффтар жжет)))
Что же на самом   деле?

1297 – В Англии принят закон, требующий от домовладельцев убирать мусор перед собственными домами .
1348 – Флоренция создает закон об уборке мусора и нанимает мусорщиков
1348 – Филипп VI Валуа требует от парижан вывозить мусор от своих домов и создает подразделения мусорщиков для очистки улиц
1354 - в Лондоне появляются мусорщики, так называемые «грабельщики», обязанностью которых еженедельная уборка мусора по кварталам и вывоз его.
1407 – Лондон постановлено, что бытовой мусор должен собираться у домов, пока мусорщики не вывезут его на свалку на эссекские болота.
1539 – и в Париже был принят такой же закон.

Следующая выдержка: Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».
Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению. 
Габриэль д'Эстре пишет ему: «Милый Генрих, не моюсь уже пятую неделю - ты када приедешь-то?!»

Кроме как историческим анекдотом и этот довод нельзя назвать.Опять я поражаюсь автору,выставляя этот довод, рядом же ставит в виде иллюстрации пресловутую Габриэль в ванне..Осталось много портретов Габриэль  именно в ванне,так как дама обладала красивой грудью и старалась запечатлеть ее на века. 



она же

Странно, не находите? Как в известном стишке:"Или лыжи не едут или я...?"
Причем, схожий анекдот,другие авторы связывают уже с именем Наполеона Бонапарта- какая-то путаница в королях и их дамах происходит.

Следующий аргумент-блохи и вши.Да,отрицать очевидное нельзя.Но нельзя отрицать и другое-борьба с блохами и вшами шла повсеместно и во всех слоях населения. Дамы заводили блохоловки и разных зверьков для ловли блох : хорьков,горностаев,куниц-они служили своеобразной меховой приманкой.Вошло в моду шелковое белье,которое затрудняло насекомым доступ к телу.Были всякие чесалки и ловушки. И вот тут пришло время обратиться к указу Людовика 14 -употреблять духи.Но совсем не от грязных тел,цель была другая-борьба с клопами.Считалось,что у клопов чрезвычайно тонкое обоняние,поэтому чтобы избежать укусов ,нужно натираться духами.Действительно,на короткое время помогало.К 17  веку появились "клоповарки",некое подобие самовара,которыми обрабатывались постели.





Ловля блох породила целые серии пикантных картин-это был один из любимых сюжетов художников.



Что способствовало тому,что на столетия Европа была атакована насекомыми?
Можно,конечно ,сказать что грязь и немытость.
Но мы уже знаем,что этот бич распространялся и на мытые аристократические тела. Если кто-то в  детстве переболел педикулезом,то он знает,что мытье головы и тела не спасает от вшей.
Распространение блох и вшей можно объяснить многими причинами: большое количество домашних животных в домах,многослойная одежда,которая не стиралась,а чистилась,да и несовершенство средств борьбы с паразитами.Борьба с паразитами велась пассивная,что не способствовало их уничтожению "Единственный реально действенный способ был – волосы обрить, а белье прокипятить. Но насколько долгий эффект это давало? Даже в наши высокоцивилизованные времена, стоит одному ребенку в садике обзавестись вошками, как проверяют абсолютно всех, потому как эти насекомые имеют милую особенность перескакивать на всех живых существ, находящихся поблизости. 
Самым большим поклонникам этого мифа я бы посоветовала почитать «Педагогическую поэму» Макаренко. Там подробно рассказывается, как интеллигентные люди два года воевали с паразитами. Они все были люди чистоплотные и цивилизованные, постоянно мылись и заставляли то же самое делать воспитанников, одежду стирали и кипятили, в общем – боролись всеми доступными человеку двадцатого века способами. Но стоило в колонии появиться очередному новенькому, как блошиная эпидемия начиналась заново. Чего уж говорить о Средневековье, где горячая вода была роскошью, а каких-либо химических средств борьбы с паразитами вообще не существовало. "
Еще одной из причин  распространения вшей называют парики.Но скорее,все наоборот-парики распространились,чтобы скрыть обритые головы.Кроме того,такая мода на пудренные парики и прически приводила к тому,что насекомые заводились в них целыми стаями.


Ну и последнее,когда пишут о нестерпимой вони в городах и грязи ее затопившей упускают один существенный момент-это могло происходить только весной,потому,что 14-17 века,это время "малого ледникового периода" накрывшего Европу.Климат у них был тогда,почти как у нас в России-холодная осень и морозная зима,для этого достаточно посмотреть внимательно картины европейских художников.
Вот с этим ледниковым периодом и связан упадок гигиены в 16-18 вв.Упадок,а не погружение в антисанитарию. Резко возросли цены на дрова и продовольствие.
Вот что пишет Ф.Бродель: «Начиная с XVI в. общественные бани становятся все более редки, почти что исчезают, по причине, как говорили, распространения заразы и страшного сифилиса. И несомненно, также по причине деятельности проповедников, католиков или кальвинистов, яростно обличавших бани как рассадник бесстыдства и угрозу морали. Тем не менее у частных лиц ванные комнаты сохранятся довольно долго. Но мало-помалу мытье в бане сделается врачебным средством, но не привычкой к поддержанию чистоплотности. При дворе Людовика XIV к ней станут прибегать лишь в порядке исключения, в случае заболевания. К тому же в XVII в, общественные бани, которые сохранились, в конечном счете перешли в руки цирюльников-хирургов. "
Прим.-речь идет о банях,а не мытье как таковом.
Замерзшая Темза.А.Хондиус,1677





Вот такая правда о "грязной" Европе.
Откуда же пошли эти расхожие разговоры про немытую Европу?
Вы удивитесь,авторство принадлежит самим европейцам .С высоты 19 века,когда произошел цивилизационый скачок,когда повысилось качество жизни,предыдущие времена стали казаться грязными и не очень благоухающими. В 18-19 веках в Европе происходят промышленные революции-воздух начинает загрязняться  и,соответственно,человеку приходится чаще мыться.Что уж говорить с высоты наших дней?

P.S/После получения первых комментариев.
Специально для тех ,кто ратует за чистую Россию и грязную Европу.
А вы почитайте (например, «Из истории канализации Москвы и Петербурга », как выглядели большие российские города, особенно Петербург ДО постройки канализации...Как в Москве по Тверской в XVII веке текли зловонные ручьи из фекалий, нечистот и помоев, сливаемые каждым жилым двором. Как бойни и кожевенные мануфактуры сливали отходы в Москву-реку и Неглинную (а куда еще они могли их сливать?), как лошади и повозки на улицах по брюхо утопали в дерьме...В Петербурге было еще хуже.

А никакого отличия от Парижа в "Парфюмере".

При таком уровне санитарии в старину в Москве частым гостем были всякие "моры", уносившие от четверти до половины населения. В 1771 г. "моровая язва" (эпидемия чумы) унесла в могилу половину москвичей и сопровождалась "чумным бунтом", во время которого был убит архиепископ (статья из "Российского Медицинского Журнала"). От большой чистоты и гигиены, да???? А ведь к этому времени во всей Европе чума уже не была массовым явлением.
Так чьи предки были „чище“? Да НИЧЬИ.

А про ужасающую антисанитарию, вшей, блох и в деревнях (на примере далеко не самой бедной Тамбовской губернии), про самую высокую в Европе смертность - и это не в какие-то средние века, а в конце 19/начале 20века - это от большой чистоты, да??? Санитарно-гигиенические условия крестьянского быта конца XIX – начала ХХ века. (Опубликовано в сборнике «Российский крестьянин в годы войн и мирные годы (XVIII – XX вв. Сб. труд. участ. науч. конф. (Тамбов, 10 июня 2010 г.) Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ. 2010.

А ужасающую российскую статистику по сифилису, холере, туберкулезу и самую высокую в Европе детскую и прочую смертность - в конце 19 века??? Это от большой чистоты??? (Смертность в России и борьба с нею. Доклад в собрании Общества Русских Врачей 22-го марта 1901 г. Д. А. Соколова и В. И. Гребенщикова)-взято от joeck 12

Выдержки из законов,
не вижу смысла переписывать,автор потрудился на славу-
http://ru-middle-ages.livejournal.com/230715.html

Использованные источники:
1.Ястребицкая А.Л.Западная Европа XI-XIIIвв.Быт.Костюмы.
2.Ястребицкая А.и,Филиппов Б. Европейский мир X-XV вв.
3.Жак ле Гоф "Цивилизация средневекового Запада"
4.«Bathing and washing during Medieval time». Статья в сети.
   «Bathing during the Middle Ages». Статья в сети.
    «Bedrooms, Bathing and Indoor Plumbing». Статья в сети.
   «A Short History of Bathing before 1601». Статья в сети.
   «Manual de mugeres en el qual se contienen muchas y diversas reзeutas muy buenas». Перевод.
5.Фернан Бродель"Структуры повседневности:возможное и невозможное".
6.Гигиена в средние века.-материалы подготовлены клубом "Воинство христово"и представлены на семинаре "Красное поле 2012"
7.Алданов С."Гигиена у древних греков и в средневековье"
8.Жорж Вигарелло«Le Propre et Le Sale»/«Wasser und Seife, Puder und Parfüm. Geschichte der Körperhygiene seit dem Mittelalter »

Комментариев нет:

Отправить комментарий